Влияние мелкой моторики рук на развитие речи

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.В.А. Сухомлинский

Моторное развитие есть овладение новыми движениями. Моторное развитие делится на три фазы, следующие одна за другой в необратимой последовательности:

I фаза — овладение основным процессом движения в «грубой» форме при «грубой» координации

II фаза — коррекция, утончения и дифференцирование, тонкая координация движения

III фаза — закрепление и приспособление к различным условиям, стабилизация навыка.

В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движений тесно связано развитие функциональных возможностей всех органов и систем. Нарушение координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и «тонкой» моторики. Так, легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу больше трудности.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук. Для диагностики состояния мелкой моторики рук не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно обращать внимание на то, как ловко ребенок держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании.

Например, если в 4 года ребенок не умеет в пригоршне доносить воду до лица — значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Обнаружив отставание у ребенка, стоит заняться с ребенком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнется воздействие, тем лучше будет результат. И еще, занятия должны вызывать у самого ребенка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае эмоциональное напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект — блокировку, т.е. действие не будут иметь результата.

Игры-тесты позволяют проводить диагностику уровня развития моторики у детей.

«Пальчик с носиком здороваются».

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:

а) кончика носа;

б) мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание — норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

 «Нарисуй пальцами кружочки».

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

«Давай поздороваемся» (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия — «поздороваемся»; 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.

Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» — это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки, приподнимает плечи, открывает рот и т.п.

Развитие мелкой моторики в быту

Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым

  1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца.
  2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  3. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, что бы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
  4. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (о том, кто их размотал лучше умолчать)
  5. Помогать перебирать крупу.
  6. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  7. Собирать ягоды.
  8. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  9. Водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья. Объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание.
  10. Раскладывать ложки и вилки в ящик в свои ячейки и т.п.

Упражнения, способствующие развитию моторики рук:

  1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
  2. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками.
  3. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
  4. Вырезание ножницами, аппликация.
  5. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
  6. Лепка.

Данные рекомендации способствуют осмысленной, целенаправленной работе родителя с ребенком по развитию моторики, что в конечном итоге приведет к развитию мышления и речи ребенка в той или иной степени (в зависимости от способности мозга). Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Комментирование запрещено