Памятка для родителей «Меры профилактики безнадзорности детей и подростков»

Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 14 лет. Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.

Подростковый возраст это время интенсивного, но неравномерного развития. Этот возраст называют по-разному: «трудным», «переходным», «кризисным». Это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Подросток часто уже ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление.

Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба главное, что их интересует. Подростки искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?». Подростки настолько поглощены своим половым созреванием, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете. Подростки постоянно конфликтуют со взрослыми. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди. Подростки существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети). Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все». Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься. самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.

Психологическую безопасность подростка нарушает:

  • постоянная критика родителей и учителей, которая планомерно программирует сознание ребенка на неудачу;
  • отстранение ребенка от круга знакомых и друзей дома;
  • слишком жесткие правила или отсутствие их;
  • насмешки над внешностью детей, их физическими недостатками и слабостями;
  • вербальные или невербальные послания негативной направленности;
  • отсутствие времени у родителей для общения с детьми.

Причиной ухода из дома является недостаток внимания со стороны родителей вызванный появлением второго ребенка в семье, сменой родителя на мачеху или отчима, большой загруженностью на работе. Большая загруженность ребенка, — кружки, секции и пр., если при этом желания ребенка не учитываются. Отсутствие дополнительной занятости детей, они не знают чем занять себя дома, им хочется острых ощущений, приключений. Иногда в таких случаях они сбегают компаниями по 2-4 человек. Слишком строгое воспитание в семье, отсутствие любви и заботы.

Если Ваш ребенок уже убегал из дома или грозится убежать, попробуйте пересмотреть свои отношения с ребенком. Хочется ли ребенку возвращаться домой после учебы? Насколько теплые у Вас отношения в семье? Побеги из внешне благополучных семей могут быть связаны с неправильной родительской позицией относительно трудностей в учебе: систематические упреки, ограничения, жестокие наказания в отношении ребенка, имеющего неуспеваемость. Основным побудительным мотивом уходов ребенка становится потребность во множестве новых и ярких впечатлений.

Дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки: постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. Стремление убежать из дома это возможно знак протеста, который чаще проявляется в среднем школьном возрасте (10-13 лет). В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро.

Причины ухода из дома:

  • Скука
  • Новые впечатления
  • За компанию
  • Протест против родителей (общества)
  • Разочарование (в том числе в любви)
  • Переживание тяжелой утраты

Что делать? Куда идти? Кому звонить? Вспомните все, о чем говорил ваш ребенок в последнее время! Зачастую наши дети нам говорят нам почти все, другое дело слышим ли мы их! Соберите родственников, с которыми ваш ребенок общался в последнее время, обзвоните друзей и знакомых подростка. Собрав информацию, так же проверьте, не взял ли ребенок из дома деньги, ценности, теплые вещи, документы. Если проверка собранных сведений не дала никаких результатов и ребенок не найден обращайтесь в соответствующие органы! Прежде всего, в медицинские учреждения и милицию. Теперь необходимо посетить инспектора по делам несовершеннолетних и оставить ему фотографию ребенка, всю информацию, которую вы собрали по знакомым и родственникам, а так же телефоны, по которым с вами можно связаться. Необходимо обзвонить учреждения (больницы, приюты), где вы сможете получить информацию о том, не поступал ли ваш ребенок в данное учреждение. Периодически связывайтесь со знакомыми и друзьями сына (дочери). В большинстве случаев дети, сбежавшие из дома, пытаются найти приют в знакомой среде. Найдя своего ребенка, попытайтесь разобраться, почему подросток сбежал.

Доверие вот что помогает подрастающему человеку ощутить себя полноправной личностью. Никогда не давайте ребенку повода сомневаться в Вашей любви, в том, что Вы всегда на его стороне, даже если он оступился. Не срывайте на ребенке свое настроение, не ругайте «впрок», «для профилактики». Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была. Культивировать значимость образования. Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Будьте справедливы. Говорите с ребенком — для ребенка очень важно! Любите своих детей и будьте рядом с ними, чтобы не произошло!

Чтобы наладить отношения с вашим ребенком научиться правильно понимать ребенка и доводить до его сознания, что он понят правильно; удерживать себя от негативных чувств к ребенку, даже мысленных (они могут становиться реальной, отрицательно воздействующей силой, создавать негативную ауру в семье); чтобы отучить ребенка от вредных привычек, следует сделать здоровый образ жизни семейным; понимать, что в подростковом возрасте ребенок повторяет стадии раннего развития в более усложненной форме, стремясь удержать чувство без опасности и беззаботности детства; установить с подростком партнерские отношения, позволить ему принимать участие в семейных решениях, особенно тех, которые касаются непосредственно его.

Дети очень хорошо чувствуют ложь взрослых, и непоследовательность родителей принимается ими за образец поведения. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам. Получайте удовольствие от принятия решений ребенком. Хорошие родители — это те, кто способен так построить свои отношения с ребенком, чтобы избавить его от различных разочарований. Любите своих детей такими, какие они есть!

Любовь самый главный ваш помощник! Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ! Живите во имя своего ребенка. Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают.

Зав. отделением профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
МБУ КЦСОН «Надежда» 
Калмыш С.Н

Комментирование запрещено