Семейный клуб «Ниточка общения»

«Государства признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинства, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».

Жизнь семьи, в которой появился необычный или больной ребёнок, кардинальным образом изменяется. Родители впадают в депрессивное состояние, отгораживаются от всего мира, ограждают своего необычного ребёнка от негативного влияния общества, не всегда готового понять и принять особого ребёнка.

Создание клуба «Ниточка общения»» продиктовано необходимостью повышения эффективности профилактической, воспитательной, реабилитационной, оздоровительной работы с «особыми» детьми и их семьями.

Психофизическое развитие этих детей имеет ряд своеобразных характеристик. Их развитие изначально осложнено нарушениями физического здоровья депривационными факторами, а в частности депривации общения с окружающим миром. Это несёт ограниченность сенсорного опыта, бедность эмоциональных экспрессий, недостаточность мотиваций и средств в речевом общении. Всё это создаёт препятствия на пути формирования адекватного жизненного опыта ребёнка, системы знаний о социуме. Названные причины и послужили мотивами для разработки нами данного клуба.

Планирование работы клуба строятся с учётом тех проблем, которые затрагивают интересы семей, имеющих «особых» детей. Систематические встречи дают возможность родителям получить консультации специалистов по интересующим их вопросам, познакомиться с новыми направлениями и методиками реабилитационной работы, поделиться своими наблюдениями и проблемами, найти единомышленников и обменяться мнениями о настоящем и будущем своих детей, о возможности каждой семье в той или иной мере полноценно включиться в общество.

Привлечение родителей на занятия, праздники, экскурсии и другие культурно-массовые мероприятия — важнейшее звено реабилитации семьи, преодоление психотравмирующих ситуаций возникающих в семье, воспитывающей «особого» ребёнка.

Совместное пение, танцы, игры, лепка, аппликация, рисование, бисероплетение, оригами, швейное дело, оказываются мощным стимулом по сплочению семьи общими эмоциональными переживаниями, способствуют взаимопониманию между членами семьи, установлению доброжелательных и доверительных отношений между больным ребёнком и здоровыми детьми в семье, ребёнком и взрослым. Совместные занятия нескольких семей сплачивают родителей, вносят атмосферу здорового соперничества, стремления к достижению лучших результатов, способствуют более тесному общению, взаимопониманию.11

Тесная взаимосвязь специалистов отделения с семьёй способствует максимальной эффективности трудового обучения детей, способствует улучшению эмоционального состояния родителей и «особых» детей и помогает решению задач процесса реабилитации их в социальной жизни.

11 111

Цель:

Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями и их семей, создание благоприятных условий для гармоничного личностного развития через различные виды деятельности (досуговую, творческую, общение). Изменение степени негативного влияния заболевания на уровень жизненных возможностей. Интеграция ребёнка в семье и окружающем мире.

Задачи:

  1. Включение «особых» детей и их семьи в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение зон их творческих возможностей с учётом индивидуальных особенностей.

  2. Повышение уровня социальной культуры семьи, обеспечение преемственности реабилитационных мероприятий в семье.

  3. Обеспечение реализации мероприятий ИПР совместно с учреждениями здравоохранения, образования, культуры и спорта.

  4. Моральная, психологическая, педагогическая и эмоциональная поддержка семьи, возможность полноценного включения в общество всех её членов.

  5. Создание условия для расширения жизненного пространства «особенного» ребёнка и его семьи.

  6. Повышение жизненного потенциала ребёнка, через приобретение личного опыта и освоения новых знаний, умений и навыков.

  7. Установление доброжелательных и доверительных отношений между больным ребёнком и здоровыми детьми в семье, ребёнком и взрослыми, взаимопониманию.

Клиентская группа

  1. Родители детей с ограниченными возможностями и особенностями в развитии.
  2. Опекуны, кровные дети.

Функции клуба

  1. Реализация потребности в общении, в гармоничном развитии

  2. Осуществление обмена формами организации свободного времени

  3. Творческая, интеллектуальная, организационная и другая самореализация родителей и детей-инвалидов

  4. Совершенствование знаний и умений участников клуба в выбранном виде деятельности.

Приоритетные направления

  1. Помощь семье в решении проблем, связанных с обучением, воспитанием детей

  2. Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социокультурных мероприятий, акций по месту жительства

  3. Изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы семьи и ребёнка с целью предотвращения серьёзных последствий

  4. Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по всем вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.

  5. Информирование и разъяснение прав детей, семьи.

  6. Решение практических вопросов обеспечения реабилитации, коррекции и развития несовершеннолетних вне социально-реабилитационного процесса.

  7. Организация летних оздоровительных программ в Центре, содержащих разнообразную деятельность: трудовую, творческую, досуговую, спортивную, оздоровительную и др.

Основное содержание работы с детьми и их родителями

  1. Всестороннее гармоничное развитие в процессе знаний

  2. Создание условий для самодеятельности, самореализации и творчества каждого участника и группы любителей в целом,

  3. Обеспечение высокого оптимистического настроя личности и групп любителей путём реализации потребностей в положительных эмоциях и развлечениях.

  4. Организация общения людей по интересу.

  5. Овладение конструктивными приёмами детско-родительского взаимодействия.

  6. Повышение психоэмоционального фона.

  7. Раскрытие индивидуальности, семейных и личностных ресурсов.

  8. Создание особой атмосферы ситуации успеха, понимания, поддержания и принятия

Ожидаемые результаты

  1. Психологическое оздоровление «особых» детей

  2. Раскрытие творческого потенциала личности.

  3. Позитивное самоутверждение ребёнка и родителей

  4. Стабилизация межличностных отношений, развитие навыков общения.

  5. Формирование и развитие социальной активности «особых» детей и подростков.

  6. Получение детьми и подростками и их родителями положительного опыта социальных отношений и формирование на этой основе целевых установок на здоровый образ жизни.

  7. Адаптация «особых» детей к состоянию инвалидности, жизни в обществе.

Руководитель клуба — отвечает за контроль и координацию реализации деятельности клуба, разрабатывает нормативную базу деятельности клуба, обеспечивает взаимодействие со средствами массовой информации, проводит анализ работы, готовит отчёт, взаимодействует с внешними организациями, разрешает конфликты между специалистами и родителями, отвечает за информирование населения о деятельности клуба.

Социальный педагог — налаживает контакт с семьёй, мотивирует родителей на изменения, проводят социально — педагогическую диагностику, участвуют в привлечении родителей к совместному проведению праздников, мероприятий, мотивируют их на получение психологической помощи, проводит занятия с «особыми» детьми.

Специалист по социальной работе — организует совместную деятельность детей и родителей, создаёт доброжелательную обстановку, взаимодействует с социальным педагогом и психологом в проведении общих массовых мероприятий.

Руководитель кружка — руководит работой творческой мастерской, организует совместно со специалистами общие мероприятия, отвечает за художественное оформление помещений.

Направления работы

  • Социально — правовая и консультативная помощь родителям;

  • Клубная работа;

  • Организация досуга;

  • Социальная адаптация и творческая реабилитация детей — инвалидов;

  • Формирование толерантного отношения общества к инвалидам;

  • Взаимопомощь;

  • Взаимодействие со всеми структурами, государственными и общественными, желающими решать проблемы детей-инвалидов.

Формы работы




— проведение семейных мероприятий, выездов на природу;

— организация семейного посещения спортивного комплекса «Олимпиец»;

— организация семейных посещений на побережье;

— содействие в организации медицинского обследования для нуждающихся членов клуба.
— проведение презентации деятельности семейного клуба;

— встречи с интересными людьми, семейными династиями;

— организация постановок и посещений театров, концертов, развлекательных мероприятий;

— проведение семейных игровых мероприятий ;

— проведение ярмарок, тематических выставок, кулинарных поединков среди семей, конкурсов семейных талантов;

— обучение основам домоводства, обмен опытом организации быта и досуга
— содействие в трудоустройстве родителям проведение социально-правового консультирования;

— круглые столы с участием специалистов различных ведомств;

— оказание содействия в профориентации как несовершеннолетних, так и их родителей;

— семинары, круглые столы по обмену опытом — мастер-классы по обмену опытом с целью развития навыков самообеспечения семьи.
— психолого-педагогическое консультирование родителей по проблемам семьи;

— организация обучающих семинаров;

— обучение бесконфликтному общению;

— семейное наставничество

Комментирование запрещено